Независимая экспертиза
товаров, услуг и рекламных обещаний

    Как мэр Лужков в столице России монорельс строил  23 ноября 2014 года. Москва
 
Опубликовано - 2007-11-10 02:07:32 :: Автор - Александр ЛЕБЕДЕВ

В 1998 г. государственное предприятие «Московский институт теплотехники» предложило мэру Москвы идею монорельсовой дороги. 17 июля 1998 г. было подписано распоряжение премьера правительства Москвы №777-РП «О финансировании проектных работ по монорельсовому транспорту». Государственному предприятию «Московский институт теплотехники» (МИТ) совместно с Управлением транспорта и связи и Москомархитектурой (НИиПИ Генплана г. Москвы) было поручено разработать проект программы «Московский монорельсовый транспорт» (срок – сентябрь 1998 г.) и предварительное технико-экономическое обоснование создания монорельсовых трасс в Москве (срок – декабрь 1998 г.). Этим было положено начало научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по проекту.

16 февраля 1999 г. было подписано постановление правительства Москвы №108-ПП «О создании открытого акционерного общества «Московские монорельсовые дороги»». Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы от имени правительства Москвы выступил соучредителем открытого акционерного общества «Московские монорельсовые дороги» (ММД) с долей Москвы в уставном капитале 25% + 1 акция при общем объёме уставного капитала 100 млн. рублей.

В 2003 г. было запланировано сдать в эксплуатацию пассажирскую линию в районе станций метро «Ботанический сад» и «Тимирязевская», стоимость строительства оценивалась экспертами в 3,5 - 4 млрд. рублей. По заявлениям, сделанным директором и генеральным конструктором МИТ Юрием Соломоновым, при цене билета в 8-10 рублей строительство должно было окупиться примерно через 5 лет (к 2008 году).

Уже во время строительства монорельса возникли проблемы. Прежде всего, выбор эффектной зарубежной системы был произведен без достаточного технического анализа особенностей ее эксплуатации. По признанию главного инженера АО ММД Игоря Митрофанова (Михаил Шлаен, «Монорельс помчит с ветерком», газета «Московский железнодорожник», 25.01.2003) тяговый привод данной системы неудовлетворительно работал в наших климатических условиях: «Случись вдруг гололедица, вагоны будут буксовать или перестанут тормозить. Надо оснастить несущую балку подогревом, что дорого». Поэтому в срочном порядке начали создавать вариант, где тяга создавалась линейным двигателем, который, опять-таки расположен на верхнем листе балки.

Запланированное на начало февраля 2004 г. открытие линии ММТС не состоялось, пуск был перенесён на 23 февраля, затем было объявлено об очередном перенесении сроков. В процессе испытаний произошла авария: вагон сорвал около 15 метров контактного рельса в районе станции «Улица академика Королёва». 20 ноября 2004 г. монорельс принял первых пассажиров, начав работу в «экскурсионном режиме». Однако и здесь не обошлось без «шероховатостей»: вначале было анонсировано открытие линии 7 ноября, по заключению госкомиссии открытие перенесли на 20-е, но начали движение все же раньше, 11-го, однако не в качестве полноценного общественного транспорта. Режим, в котором работала линия, официально получил название «экскурсионного». На линии работает 2 состава, интервал движения – 30 минут, время работы – с 10:00 до 16:00, посадка только на станции «Улица Сергея Эйзенштейна». 29 ноября была открыта для входа станция «Тимирязевская». Официально это обосновывалось тем, что «для работы в пассажирском режиме ряд систем, прежде всего диспетчерского управления, требует дополнительной проверки, наладки и регулировки». Цена билета была установлена в 50 рублей (постановление региональной энергетической комиссии Москвы № 9 от 17.03.2004 г.), что «в разы» выше цены на другие виды рельсового городского электрического транспорта в различных городах России. При открытии планировалось, что «экскурсионный режим» продлится до начала 2005 г.

18 августа 2005 г. начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев объявил, что Московская монорельсовая транспортная система никогда не окупится. «Это вложения в экспериментальные виды транспорта. Когда она окупится? Извините меня, но опытные полигоны не окупаются никогда. Но они позволяют проводить научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы по новым видам транспорта. Прямого экономического эффекта они не дают, но дают косвенный», – подчеркнул он. (Вести.Ру). Это заявление прозвучало весьма неожиданно, поскольку ничего подобного не говорилось ни о первой линии московского метрополитена, ни о первой лини московского трамвая, ни о первом маршруте пригородных электропоездов. Кстати, 17 марта 2007 г. Дмитрий Гаев в эфире радиостанции «Эхо Москвы» снова подчеркнул, что «Монорельс работает, это экспериментальная линия, она работает как экспериментальная. Ежедневно линией пользуются в экскурсионном режиме… от полутора до 3 тысяч человек». Также в 2005 г. было объявлено, что переход в «рабочий режим» произойдет в июле 2006 г.

В 2006 г. появились более оптимистичные оценки рентабельности монорельса. Руководитель пресс-службы Департамента транспорта и связи Мария Проценко сообщила журналу «Собственник», что проект создания монорельса должен окупиться после установки плотного пассажиропотока в июне-июле 2006 г. Весной 2006 г. на линии работали только два поезда в течение 12 часов. К концу 2006 г. цена билета осталась 50 рублей, интервал движения составил 20 минут, что для рельсового городского транспорта на выделенной линии слишком много. Автоматическое движение поездов освоено не было, поезд вели двое, в то время как трамваи управляются одним водителем. Коммерческая скорость составила примерно 16 км/ч, что лишь несколько выше московского трамвая, значительная часть линий которого идет по совмещенному с автодорогой пути.

26 декабря 2006 г. принято распоряжение правительства Москвы №2755-РП «О внесении изменения в распоряжение правительства Москвы от 8 апреля 2002 г. №461-РП». Данным распоряжением сроки подготовки ММТС к государственной приемочной комиссии, а также сроки запуска ММТС в промышленную эксплуатацию переносятся на первое полугодие 2007 г. В первые годы также выявилась недостаточная надежность подвижного состава и других систем. В феврале 2004 г. произошла авария с поломкой токосъемника и повреждением контактного рельса. 7 мая 2004 г. на участке «Улица Академика Королёва» – «Телецентр» произошла авария с повреждением контактного рельса на протяжении 100 м, пассажиры были эвакуированы по аварийным дорожкам, перевозки возобновились через 2 дня. 1 июня 2006 г. на перегоне «Улица Милашенкова» – «Тимирязевская» произошла очередная авария с повреждением контактного рельса на протяжении около 400 метров, перерыв в движении составил неделю. 6 февраля 2006 г. произошел пожар электрооборудования между секциями состава в момент нахождения на станции «Выставочный центр». Перерыв в движении составил 4 дня. В 2006 году отмечались поломки привода и электродвигателей. По данным журнала «Собственник», годовые затраты на ремонт в 2005–2006 гг. составили 50 млн. рублей. Стоимость строительства монорельса, протяженность которого составляет около 5 км, известна из распоряжения правительства Москвы №1200-РП от 1 июля 2005 г. «Об утверждении сводного проекта по созданию Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС), включая затраты на строительство трассы, депо, станций и создание электроподвижного состава первоочередного участка».

Общая стоимость проекта ММТС (включая все затраты предыдущих лет) в текущих ценах на период с 2001 по 2005 гг. составила 6 335 510 000 руб. (более $ 220 млн). Согласно письму (№ 4-19-19308/4 от 19.01.2005 г.) на создание монорельса за весь период строительства по адресной инвестиционной программе было потрачено 5 418 570 000 рублей. Тем не менее, строительство все равно достигло суммы, равной $ 50 млн за километр трассы, что примерно на порядок дороже $ 4 - 7 млн, декларированных швейцарской фирмой Intamin Transportation Ltd. изначально. По мнению некоторых специалистов, на $ 220 млн можно было бы провести метро в крупный спальный район, в котором проблема общественного транспорта действительно стоит крайне остро, либо закончить реализацию уже начатых проектов (для сравнения: стоимость строительства только одного перегона метро (3 км) с одной станцией может составить $ 180 млн).

Помимо дороговизны в строительстве система московского монорельса очень дорога в эксплуатации. Ежегодные субсидии бюджета города на эксплуатацию монорельса составляют около 200 млн рублей. Итоги создания и начала эксплуатации первой линии ММТС повлекли за собой компрометацию идей городского монорельса как такового. Результат внедрения системы Intamin Transportation Ltd. дает основание предположить, что выбор системы производился по двум критериям: минимальная декларированная фирмой-разработчиком стоимость сооружения и эффектный внешний вид. Была проигнорирована рекомендация Академии коммунального хозяйства, выработанная еще в 60-е годы XX века: навесные монорельсы с тягой за счет пневмоколес рекомендованы только для южных районов СССР. В качестве транспортной системы Intamin Transportation Ltd. не является оптимальным решением: ширина салона вагона заужена до 2,3 метра, что оправдано лишь при прокладке линии в условиях узких улиц. Академией коммунального хозяйства в 60-е годы XX века была выбрана рациональная ширина монорельсового вагона равной 2,7 метра, ширина монорельсов фирмы Hitachi варьируется от 3 до 2,5 м, причем ширина 2,5 м выбрана для варианта в стесненных условиях. Монорельс Intamin Transportation Ltd. в основном используется в странах с теплым климатом, причем часто для линий, играющих роль парково-рекреационного транспорта.

Необходимо принять во внимание, что во время активной фазы управленческих согласований по тематике монорельса Москва активно боролась за право проведения «Экспо-2010» (13 марта 2001 г. подписано постановление правительства Москвы №241-ПП «О концепции проведения в г. Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010», в котором, в числе прочего, был впервые окончательно определён участок строительства будущей монорельсовой транспортной системы, которая должна связать ВВЦ с близлежащими станциями метро). Предполагалось, что ВВЦ станет главной выставочной площадкой. Появление в окрестностях «прогрессивного транспорта» могло оказаться хорошей имиджевой акцией.

В разработке монорельса не было преемственности. Монорельс создавался в отрыве от существующей технологической базы отечественного транспортного машиностроения и эксплуатационной базы муниципального транспорта. ОАО «ММД», реализовавшая проект, учреждена Московским институтом теплотехники. При огромном количестве исследовательских и проектных учреждений в бывшем СССР, так или иначе связанных с программами монорельса, была найдена организацию, не имевшую к монорельсовым проектам никакого отношения.

Фрагмент из книги Александра Лебедева «ЛицеМэр» вопроизведен нами с любезного согласия автора.


   Смотри также:

Итоги 2010 года в Москве: Мэр сменился – пробки остались!
2010-12-27 23:23:39
 
Сергей Собянин: когалымский комсомолец на московском царстве
2010-10-25 01:19:04
 
У нас хорошая память!
2010-10-04 23:53:21
 
«Умер проклятый метельщик!»
2010-09-28 19:13:38
 
Народный стих о столице нашей Родины, городе-герое Москве...
2010-09-21 01:35:47
 
Единый обсчетный центр («Липовые» ТСЖ – «стиральные машины» московской коррупции)
2010-09-21 01:23:55
 
Кепку снять, смирно стоять!
2010-09-13 18:57:12
 
Лужк – off !
2010-08-20 21:06:37
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (ПРОБЛЕМЫ МОСКОВСКОГО МЕТРО)
2010-05-17 00:04:36
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
2010-05-08 17:59:21
 
Владимир Жириновский: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!"
2010-04-21 15:57:16
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ ГОРОДА)
2010-04-11 00:50:34
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (ОТХОДЫ)
2010-04-06 02:05:13
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (ГЕОЛОГИЯ)
2010-03-30 21:51:34
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (КАЧЕСТВО ВОДЫ)
2010-03-18 01:47:16
 
ЛУЖКВА – инструкция по выживанию (КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ)
2010-03-17 01:10:43
 
Позвольте дать Вам  добрый совет...
 
Система Orphus
МОЗАИКА

 АШАН, прекрати произвол!
2012-06-15 16:15:58

 В ресторане быстрого питания McDonald's снова покалечили клиента
2012-03-05 10:09:56

 McDonalds признали "магазином" и обвинили в сокрытии информации о продукции!
2012-02-29 04:18:42

 Как «Мегафон» клиента из Калуги по московскому тарифу «обслужил»!
2012-02-08 06:00:32

 Задолженность в сфере ЖКХ достигла 781 миллиарда рублей.
2011-12-14 02:31:30

 Видеорегистратор на болиде Формула-1: гонки глазами пилота
2011-11-12 01:11:59

 А кому легко? (более половины граждан России считают свою жизнь тяжелой)
2011-10-08 01:28:32

 Страна Россия: цены на импортное мясо растут, квоты импорта – исчерпаны!
2011-08-28 17:44:09



Наша гостевая книга работает!
 
  Расследования
Черный список
Мозаика
Рекомендуем
Тесты и рейтинги
Поиск
Вопросы и ответы
Кто нас защитит
Архив
Цель проекта
Главный редактор
Участники
Сотрудничество
Контакты
Актуально
Рекламный прейскурант EXPERTIZA.RU
   
  Проект EXPERTIZA.RU основан в марте 1998 года